«Споемте, друзья!» или «Как самореализоваться через собственный голос»

Каждый в своей жизни хоть раз пел- Пел в школьном хоре, пел за столом или для себя, когда никто не слышит…
Но многие ли задумывались о влиянии этого вида искусства на человека?
Кроме снятия эмоционального напряжения, получения эстетического удовольствия от соприкосновения с прекрасным, это еще и мощный метод в области психологического «я-принятия».
Это прозвучит удивительно, но моя более чем десятилетняя практика работы в этой области, показывает, что часто у человека отсутствует положительная оценка звучания собственного голоса, его тембра, высоты, силы… Преимущественно это относиться к взрослым, начинающим или продолжающим свое обучение пению. А ведь голос дан нам от рождения, как и цвет глаз, волос, кожи… Получается, что долгое время человек живет и сопротивляется тому, чем его наделил Господь, Природа…
Такое неприятие себя может быть одной из причин постоянного внутриличностного конфликта, который в свою очередь, как уже доказано психологами, влияет на весь организм человека и его состояние здоровья…
Как может быть счастлив человек, который сам себя не принимает?
Наши предки вряд ли сталкивались с подобными проблемами. Быть может потому, что они жили в большей гармонии с окружающим миром, быть может, им были известны эффективные методы борьбы с ними.
Вековые традиции сегодня требуют осмысления. Одной из таких традиций для Руси является хоровое пение. Именно оно сопровождало жизнь народа с колыбели. И по принятии Русью Православия она пела без сопровождения на протяжении веков.
Несмотря на отсутствие источников, повествующих о музыкальной культуре на Руси до принятия христианства, о развитии народного песнетворчества известно, что оно, являясь одним из значимых элементов художественной этнической культуры, издревле сопровождало быт и досуг славянских народов. Множество характерных технических приемов и умений передавалось изустно и долгое время вокально-хоровые навыки вырабатывались без помощи преподавателя.
Зародившись задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма, народно-песенное творчество было первоисточником, заложившим основу русской музыкальной культуры. В России коллективное пение, как никакое другое искусство, всегда было близким народу, и уже в XV веке оно достигло высокого уровня развития.
С принятием в 988 году Православия, вокально-хоровая музыка Древней Руси переживает новый виток развития, претерпевая изменения, связанные с ее новым назначением.
Национальное музыкальное искусство развивалось на протяжении столетий по преимуществу как хоровая музыка без сопровождения и уже к исходу XVII века накопило богатейшие самобытные традиции хорового творчества и исполнительства…
Сегодня взрослый петь то ли боится, то ли не поет у него душа, а дети копируют взрослых, вот один из возможных ответов, почему так мало сегодня поет Россия, а точнее ее рядовые граждане.
Застольная песня, зародившись во времена Ивана Грозного и являвшаяся одной из наших традиций, пережив и революцию, и ВОВ, выходит не пережила перестройку?
Много ли найдется семей, особенно городских, где по праздникам за столом поют? А ведь молодежь стремиться именно в города. Что же останавливает именно Вас от того, чтобы в кругу близких запеть «Ах ты степь», «Эх, дороги», «Среди долины ровныя»…А когда с близкими ближайший, раз за праздничным Богослужением возносили моление?
Когда музицировали в кругу друзей?..
Сегодня в век высоких технологий, индивидуализации личности особенно важно сохранить наши исконные традиции в нашей жизни. Поэтому остается пожелать читателям принять и полюбить собственный голос, каким бы он ни был и петь! Петь везде, где получается: за столом в гостях, на природе! Ведь научиться этому можно в любом возрасте – главное желание и способность открыть частичку души навстречу музыке, окружающему миру, людям! А голос ответит Вам взаимностью! Обязательно!
Итак, решение принято – Вы готовы начать. Здесь встает резонный вопрос: «Где и у кого учиться?»
Прежде всего, следует морально подготовиться, что прежде, чем Вы найдете своего преподавателя, свой коллектив, придется немного «попотеть». А с другой стороны, то, что достается с трудом и цениться гораздо больше.
В сегодняшней ситуации существует несколько возможностей, как платных, так и бесплатных.
При многих Православных Храмах существуют народные (приходские) хоры и если у Вас есть тяга к духовной музыке, пению в Храме, а еще лучше — Вы хотите воцерковиться – то, следует обратиться к Священнику данного прихода, внимательно изучить «информационную доску», либо, придя на занятия взрослой Воскресной школы задать интересующий вопрос. Если в одном Храме не повезло – следует попробовать еще.
Вторая возможность – это кружки по интересам в домах культуры и ЦСО, они, несмотря на трудное положение, все же присутствуют. Причем в последних из указанных обучение (хотя часто его таковым назвать нельзя) бесплатно. Здесь также придется поискать – обзванивая наиболее доступные по местонахождению ДК — и узнать о наличии в них таких коллективов. Эти варианты в большинстве случаев для тех, кто умеет петь и пел раньше.
Если же воспроизводя какие-то звуки – чувствуете сами или благодаря добрым окружающим – что это не есть хорошо – тогда Вам следует искать место – где НАУЧИТЬСЯ петь с самых азов.
Тут остается два варианта – либо брать индивидуальные уроки – причем лучшим советчиком тут будет ваше субъективное ощущение. С преподавателем должно быть комфортно в эмоциональном, душевном и материальном планах. Поскольку, готовьтесь прозаниматься около года с частотой от 2х до 4 — 8 раз в месяц.
Кроме того, голос после занятий хоть и может чуть уставать, но после отдыха (в среднем 20-40 минут), должно быть хорошее свободное чувство в гортани. В особо сложных случаях напряжение может быть дольше, но в любом случае ощущение от пользы занятий должны превосходить некоторые побочные эффекты.
Еще надо отметить, что если в процессе занятий с преподавателем Вы чувствуете болезненные ощущения – то это сигнал, что надо показаться специальному врачу фониатру. Этот врач сейчас доступен. К нему можно записаться по направлению лора поликлиники по месту жительства. Одно из мест, где принимает специалист этого профиля, например, Сурдологический центр на Хорошевском шоссе, 1. Лучше всего посетить его в самом начале до начала вокальных упражнений и получить у него заключение, что Ваш голосовой аппарат здоров и готов к пению. А в случае осложнений после занятий сможете понять, что требуется, возможно, специалист с другим подходом.
Мой одиннадцати летний опыт работы с голосами всех возрастов, показывает, что спешить брать слишком высокие или слишком низкие звуки (т.е. предельные звуки Вашего конкретного голоса) не стоит. Лучше чуть подождать. Тоже могу сказать и относительно программы. Обычно человек приходит и просит разучить с ним любимую песню, которой может оказаться сложнейшая эстрадная с наличием импровизации песня, либо сочинение классического репертуара и, порой, бывает сложно человеку объяснить, что рановато это для его голоса. Ведь когда мы приходим в спортивный зал – не пытаемся сразу сесть на шпагат – вот и здесь – голосовые связки требуют постепенного развития.
Также следует обратить внимание на то, как построено занятие вокалом. По времени оно должно длиться 45-50 минут, а в самом начале возможно и 25-30 минут.
Начинать его следует с дыхательных упражнений, постепенно и очень аккуратно переходя к вокальным упражнениям, вокализам, а затем уже работать над песнями. Кроме того, любой уважающий себя преподаватель вокала должен пояснить технику безопасности для голоса.
Второй вариант обучения взрослых пению «с нуля» – который может успешно и весьма эффективно сочетаться с предыдущим (индивидуальным обучением) – это пение в вокально-хоровом ансамбле. Предпочтительнее именно небольшой от 2-х до 12 человек ансамбль, где Вы сможете услышать свой голос и его сочетание с остальными. К тому же нагрузка на голос в группе гораздо мягче, чем на индивидуальном занятии.
Все, на что следует обратить внимание на этом занятии – совершено идентично с вышеперечисленными позициями. Кроме того, здесь есть тонкий момент. Вести вокально-хоровой ансамбль или хор должен профессионал, имеющий соответствующую квалификацию (хормейстер, дирижер хора). Вы вполне можете уточнить это у преподавателя доброжелательно, но корректно.
Что касается направлений (классический вокал, эстрадный вокал, народный вокал), следует отметить, что поначалу Вам следует овладеть универсальным умениями и навыками, а манерой исполнения можно будет озадачиться чуть погодя, когда голос чуть окрепнет.
В остальном, доверьтесь собственной интуиции и голосу, а также запаситесь терпением, трудолюбием и позитивным настроем – тогда у Вас все получиться!

                       руководитель вокально-хоровой студии ХОРмейстер
                                                                                                                    О.А.Крупина
(Крупина О. А. «Споемте, друзья!»// Природа и человек. – 2012. — №1. – с.44-45.)

Условия копирования и цитирования материалов сайта.

 

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов нашего сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки (не редирект и не закрыта от индексации поисковиками) на наш сайт http://www.choirmaster.ru.

В случае обнаружения нарушения условий копирования наших материалов, администрация сайта Choirmaster.ru будет предпринимать соответствующие санкции к нарушителям: обращение к хостинговой компании, у которой расположен сайт с незаконно используемыми материалами, административные санкции, судебные иски и другие меры — в соответствии с действующим законодательством.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментировать новость