ХОР и СОЛЬФЕДЖИО

     По известному определению П. Чеснокова хор — это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчётливо выработанные нюансы.        Вл. Соколов называет хором такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении. По определению В. Краснощёкова, хор — это певческий коллектив, ансамбль вокальных унисонов, обладающий элементами хоровой звучности.

   Сольфеджио — один из основных специальных предметов в процессе обучения будущих музыкантов-исполнителей. Именно на этом предмете происходит формирование интонационных, слуховых умений и навыков. Сегодня было бы неверным считать единственной целью сольфеджио только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Умение читать ноты и чисто интонировать является лишь необходимой базой, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Качество творческой деятельности любого музыканта определяется многими факторами, важнейшим среди которых является музыкальный слух.

Под музыкальным слухом подразумеваем способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления.. Он служит той основой профессионализма, которую нужно развивать в течение всей творческой жизни.

Р. Шуман в своих «Жизненных правилах» писал: «Развитие слуха — это самое важное… Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку…»

    Основной задачей сольфеджио является организация музыкального слуха учащегося и его развитие, обучение активному использованию слуха в творческой, исполнительской практике. Средствами для решения этой задачи являются: воспитание у учащихся чёткой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музыки; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля. Вся учебная работа по сольфеджио сочетается с работой над активизацией внутреннего слуха, обогащением памяти учащихся достаточным запасом ценных художественных образцов музыки.

В музыкально-педагогической, теоретической литературе имеется немало трудов, в которых разрабатывается методика общего слухового воспитания, однако вопросы развития специфических качеств слуха, в соответствии с требованиями конкретной профессиональной деятельности не получили ещё достаточного освещения.

    Принято различать несколько типов и разновидностей музыкального слуха.

По способу и характеру восприятия музыки различают слух абсолютный и относительный. «Обычно наблюдаемый относительный слух, — как свидетельствует А.Островский, — проявляется в восприятии и воспроизведении ладовых связей и интервальных отношений между звуками на основе заданного тона или слуховой настройки в ладе и тональности. Значительно реже встречающийся абсолютный слух — это способность узнать и воспроизвести в интонировании высоту музыкальных звуков без сравнения с каким-нибудь исходным звуком.

   Способность на основе воспринятых ранее впечатлений, при содействии памяти и воображения, внутренне, мысленно представлять и переживать звуки и звуковые образы принято называть внутренним слухом».

    Различают ещё мелодический и гармонический слух. В практике преподавания приходится встречать учащихся, которые легко овладевают одноголосием, но с трудом осваивают навыки слуховой ориентировки в многоголосии как гармонического, так и полифонического склада. Существует мнение, что не следует приступать к занятиям по многоголосию до тех пор, пока мелодический слух учащегося не достигнет некоторой степени усовершенствования. На самом же деле именно работа над двухголосием и вообще ансамблевое сольфеджирование, пение в хоре, по мнению А. Островского, ускоряя и углубляя развитие всех сторон музыкальности учащегося, вместе с тем содействует более чистому и выразительному интонированию также и одноголосия.

   Как утверждал Д. Кабалевский: «Можно смело сказать, что неумеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять её (играть, петь, дирижировать)…»

   Хорошо и давно известно, пишет Лагутин А. Н., что развитие профессионального слуха — процесс комплексный и довольно длительный. «Он протекает по трём основным направлениям:

 - в процессе слушания музыки

- в процессе пения или игры на музыкальных инструментах (Известны слова Г. Нейгауза: «…Работая на                       инструменте  над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его»)

-посредством специальных упражнений на уроках сольфеджио, отчасти гармонии, полифонии».

    О необходимости изменений в области преподавания сольфеджио с учетом специфики той или иной специализации, в частности хорового пения, все чаще говорят современные педагоги. На занятиях по данному предмету происходит постоянное общение с вокальными тембрами, хоровым коллективом в целом.

Музыкальной педагогикой признано, что точное интонирование — ключевая задача воспитания навыков исполнительства, поскольку «вне точного интонирования в пении, игре на инструменте, мысленном воспроизведении не может быть подлинного постижения содержания музыки». Современная методика слухового воспитания рассматривает интонирование в двух аспектах: с одной стороны, это способ осмысления музыки, с другой — одно из средств воспитания слуха. Сложно переоценить значение интонирования для певцов, дирижёров хора, исполнителей на инструментах с нефиксированной высотой звука. Интонирование и интонация для них являются одним целым. Об осмысленном интонировании, связанном как с художественными задачами, так и с приёмами, направленными на выработку навыков звукоизвлечения и звуковедения писали выдающиеся хормейстеры П. Чесноков, А. Егоров,           Г. Дмитревский, Н. Романовский. «Добиться точного, осмысленного, выразительного интонирования, — отмечает Б. Незванов, — можно лишь на базе всесторонне развитого, высокоорганизованного музыкального слуха, при этом в контексте слухового воспитания соответствующее место должно найти привитие необходимых вокальных навыков»

Хор и сольфеджио связывает работа над вокальными навыками, интонацией, дыханием. Со специальными дисциплинами хор связывают исполнительские задачи, возникающие в процессе работы над музыкальным произведением.

    Итак, общность задач хора и сольфеджио, как уже было замечено, определяет и единство путей их решения.       Таким образом, предмет «хоровое сольфеджио» является связующим звеном между комплексной базой обычного учебного курса сольфеджио и практическими требованиями хорового класса; он способствует повышению профессионального уровня хора и актуален на всех трёх ступенях обучения музыканта — в школе, училище (колледже), вузе. Предмет включает в себя упражнения, виды деятельности, направленные на развитие музыкальных способностей учащихся, а именно музыкального слуха (внутреннего, гармонического, мелодического, функционального, чувства ритма, музыкальной памяти).

   Проблема взаимосвязи различных предметов музыкального цикла давно волновала как теоретиков, так и исполнителей-практиков. Вопрос о межпредметных связях постоянно звучит на учёных советах, в методической литературе. Автору работы представляется, что наиболее благоприятной почвой для таких связей могут служить предметы хора и сольфеджио. Именно эти дисциплины наиболее гармонично могут реализовать направления, задаваемые методистами, исполнителями.

Из работы Крупиной О. А. (работа защищена в 2007 году)

 

          Данная статья уникальна по своему содержанию, материал статьи подобран специально для сайта «ВХС ХОРмейстер», частичное или полное копирование материалов статьи запрещено.

 Автор: Крупина О.А. руководитель ВХС «ХОРмейстер»

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Нельзя комментировать.